Лучший актерский состав по мнению «Гильдии киноактеров США», лучший оригинальный сценарий по мнению Британской академии кино и телевизионных искусств и еще более 15 наград, среди которых премия «Оскар» за лучший фильм. Чем же драма Тома Маккарти «В центре внимания» смогла покорить зрителя?
Работу над сценарием выполняли Том Маккарти и Джош Сингер. Съемки начались в 2014 году в Бостоне, работа над монтажом заняла 8 месяцев, и уже в сентябре 2015 года на 72-ом Венецианском кинофестивале состоялась долгожданная премьера.
В основе сюжета — реальная история, связанная со скандалом вокруг сексуальных домогательств в католической церкви. Скандал произошел в 1990-х годах в Бостоне и привел к отставке кардинала Бернарда Лоу. Спустя 12 лет отдел «Spotlight» ежедневной газеты «The Boston Globe» берется за расследование этого дела. На момент написания статьи отдел располагает сведениями о 87 священниках. После публичной огласки, число разоблаченных священников-педофилов превысило 290 человек, при том, что всего в Бостоне около 1500 священников. Позже стало известно, что кардинал Бернард Лоу знал о сексуальных домогательствах и сознательно скрывал факты этого, помогая насильникам. Основной парадокс состоит в том, что происходит расследование фактов, более или менее известных многим: и журналистам, и адвокатам, и просто обывателям. Один из героев фильма скажет: «Точно так же, как общество участвует в воспитании ребенка, оно участвует и в его растлении». Как просто, точно и правильно. Ведь скандал не был разрешен изначально отчасти из-за того, что люди предпочли умолчать о нем.
Но как бы то ни было, «В центре внимания» — это не история разоблачения Католической церкви. У фильма не было миссии подорвать веру людей. Основной мотив состоял в том, чтобы «точно рассказать историю, показывая силу отдела новостей, — то, что в значительной степени исчезло сегодня».
Редакция отдела «Spotlight» состоит из четырех журналистов. Это люди с постоянно горящими глазами, у которых в руках всегда блокнот и ручка. Они мало спят, ночами дежурят у адвокатских приемных и до крика спорят на редакционных летучках. Важна именно их история. Важна журналистика и то дело, которым они занимаются. Невозможно не отметить то, как прекрасно подобран актерский состав. Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Брайн Д'Арси Джеймс и Майкл Китон сыграли журналистов отдела «Spotlight». Создается впечатление, что эти люди всю жизнь проработали в редакции. Их невозможно представить вне профессиональной деятельности.
У Тома Маккарти получилось снять скромный, лаконичный и немного старомодный фильм, выдержанный в коричневой цветовой гамме. Он не столько обличает зло, сколько констатирует факты. Крайне специфическое, но очень воодушевленное зрелище, представленное режиссером и актерской командой, заслуженно стало триумфатором премии «Оскар». Но и вне наград работа очень впечатляет. Прежде всего тем, что хорошее кино не обязательно должно поражать количеством и качеством спецэффектов. Иногда достаточно только ручки и листа бумаги, чтобы управлять миром.