Случалось ли вам читать книги, которые не были окончены авторами? Вот ты берешь очередной роман с книжной полки, полностью растворяешься в его атмосфере и уже ждешь долгожданной развязки, как вдруг он обрывается на полпути. Так произошло со мной при прочтении «Последнего магната».
Его автором является Френсис Скотт Фицджеральд, американский писатель, один из самых популярных представителей «потерянного поколения». В 1937 году Фицджеральд приехал работать в Голливуд штатным сценаристом. Именно там он задумал свой новый роман о «фабрике грёз». Начиная с осени 1939 года, Фицджеральд упорно работал над книгой, но его состояние стало резко ухудшаться, и в декабре он умер от повторного сердечного приступа в возрасте 44 лет. Он не успел завершить роман, который опубликуют уже в 1941 году посмертно. Из девяти задуманных глав романа окончено было только шесть. Но и этого все равно оказалось недостаточно, чтобы понять замысел автора целиком.
Вообще сюжет этого романа для того времени стал новшеством. Автор хотел показать изнутри процесс создания фильма на студии, начиная от написания сценария, заканчивая последними правками по монтажу. Необычен и способ повествования — все произошедшее в романе мы воспринимаем сначала от первого лица (этим первым лицом является Сесилия Брейди, дочь известного американского кинопродюсера), затем все происходящее нам описывает третье лицо, автор, а потом снова повествование возвращается к Сесилии. В свой роман Фицджеральд вставляет письма, записки, и дневник главной героини, в котором она и рассказывает обо всем случившимся с ней спустя пять лет. В дневник она включает собственные наблюдения, а также сведения от ее знакомых или друзей, которые были так или иначе связаны с главным героем.
Роман начинается с очередного полета нашей юной повествовательницы Сесилии Брейди в Голливуд, где работает ее отец. Ее имя — приманка для многих непопулярных актеров, сценаристов и прочих работников киноиндустрии, которые хотели бы добиться славы в Голливуде. Вот и во время этого рейса, услышав от стюардессы фамилию Сесилии, двое мужчин, сидевших на соседнем ряду, пожелали завести с ней знакомство. С одним из них — Уайли Уайтом — она продолжит общаться и после полета.
Отцом Сесилии был Пат Брейди, успешный продюсер Голливуда. Но и его имя меркло тогда перед Монро Старом, настоящим «магнатом» киноиндустрии. Именно он является главным персонажем романа. Стар был идеальным продюсером, способным сделать из любой кинопленки хит проката; он построил свой киномир, в котором все благоговели перед его фигурой, в котором его мнение являлось значимым и самым авторитетным. Но его абсолютный триумф на работе совершенно не значил, что и в личной жизни все будет идеально. Любимая жена Стара, популярная актриса Минна Дэвис умерла. И тут совершенно случайным образом он встречает на студии Кэтлин Мур, англичанку, которая недавно переехала в Америку. Она как две капли воды оказывается похожей на его погибшую жену. Сам того не понимая, Стар влюбляется в нее. Самой романтичной в книге является сцена, когда они вместе проводят ночь в еще не достроенном доме Стара на берегу океана. Девушка отвечает взаимностью на чувства Монро («Жизнь ярко вспыхнула в обоих», — напишет автор), но в итоге выходит замуж за другого. При этом здоровье Стара постепенно ухудшается, его врач подтверждает, что жить ему осталось меньше года. Последним эпизодом законченной части книги является встреча Стара с деятелем профсоюзного движения коммунистом Бриммером. Во время встречи Стар слишком много пьет, и свидание заканчивается скандальной дракой. На этом повествование романа заканчивается.
Сюжет романа показал нам американский кинобизнес как бы «в разрезе». Проследив за одним стандартным днем Стара, мы увидели, как живет студия в будни, с чем сталкиваются продюсеры во время своей работы, к каким хитростям прибегают на киноплощадке, чтобы зритель увидел на экране идеальную картинку. За стенами одной студии Стара мы легко просматриваем весь Голливуд. То, как показал нам в Фицджеральд процесс создания фильма, заслуживает отдельного уважения. Придется очень сильно постараться, чтобы поискать в литературе что-нибудь подобное.
Помимо личного конфликта героя Фицджеральд тонко описывает грани нарастающего в то время конфликта внутри самого Голливуда. К началу 30-х годов кинопроизводство в США — одна из самых прибыльных отраслей промышленности. Непрекращающийся выпуск фильмов и господство монополий привели к тому, что искусство стало превращаться в ремесло, в погоне за высоким техническим уровнем кинокартин их производители стали забывать о содержании, которое поражало своей низкопробностью. И, несомненно, искусство противилось этому процессу. Фицджеральду в этом плане удалось отобразить едва ли не самый острый период голливудской истории.
Кстати, интересно, что прототипом главного героя считается Ирвинг Тальберг, знаменитый продюсер, которого называли в свое время «вундеркиндом Голливуда». Он владел способностью находить удачные сценарии и распознавать звездный потенциал актеров. Нужно сказать, что с 1937 года на церемонии вручения «Оскара» самые талантливые продюсеры получают награду имени Ирвинга Тальберга. Сам Фицджеральд признавался, что Тальберг подсказал ему лучшие черты Монро Стара.
Язык книги самый, что ни есть, простой (я читала книгу в переводе) . В нем мы узнаем 18-летнею девушку, от лица которой, в основном, и ведется повествование. Фразы героев не изобилуют афоризмами, они настолько обычны и повседневны, насколько обычным и повседневным может быть общение на одной из студий Голливуда.
Несмотря на незаконченность романа, режиссеры несколько раз брались за его экранизацию. Самым первым взялся за воплощение последнего детища Фицджеральда Элиа Казан, американский режиссер, для которого, как и для автора книги, эта работа стала последней. Лента была снята в США в 1976 году. Роль Монро Стара в ней досталась молодому Роберту Де Ниро. Amazon Prime Video, интернет видео-сервис компании Amazon, предоставил в 2017 году уже не кинофильм, а целый телесериал «Последний магнат». Несмотря на то что в основу романа легла книга Фицджеральда, сюжет сериала показался мне мало схожим с его произведением. Разработчик идеи сериала Билли Рэй переносит зрителя в 1936 год, когда голливудские киноленты пытается контролировать нацистское правительство Гитлера. Монро Стар, которого сыграл в этой картине Мэтт Бомер, пытается ослабить натиск своего босса Пэта Брейди, чтобы остановить контроль Третьего Рейха. Всего вышел один сезон, состоящий из девяти серий, после чего 9 сентября 2017 года сериал был закрыт. Экранизации, на мой взгляд, оказались не совсем удачными. Но, если вы хотите узнать, как интерпретировали роман Фицджеральда американские режиссеры, то вам обязательно стоит их посмотреть. Еще познакомиться с ними нужно хотя бы потому, что, в отличие от романа, у них есть концовка. (В сети Интернет вы также можете найти киноленту 2012 года, снятую в Гонконге, которая называется «Последний магнат». Не перепутайте! С романом она ничего общего не имеет).
Роман Ремарка «Тени в раю» и книга Кафки «Замок» не были закончены из-за внезапной смерти их авторов. «Похождения Бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека и «Тайну Эдвина Друда» Чарльза Диккенса постигла та же участь. Но от этого произведения не потеряли своей актуальности и силы, заставляющей переиздавать их снова и снова, снимать по ним кинокартины и возвращаться к их прочтению. К большому сожалению читателя, и «Последний магнат» не был закончен Фицджеральдом. Но то, с чем нас знакомит автор на страницах шести глав, безусловно заслуживает нашего внимания. Обязательно прочтите эту книгу — вы просто не сможете от нее оторваться. Таким Голливуд вы увидите впервые и непременно проникнетесь его атмосферой. И, конечно, не сможете не влюбиться в главного героя, последнего магната Монро Стара.