Девушки мечтают о преданной любви, и часто находят ее идеал в произведениях художественной литературы. В свою очередь, парни не так склонны к чтению, как женский пол, но, встретив стоящую книгу о настоящей мужской дружбе, они не смогут пройти мимо нее. А если и любовь, и дружба оказываются одновременно темами романа, то это можно считать настоящей победой автора. Такой победой и является уже ставшая классической книга Эриха Марии Ремарка «Три товарища».
История ее создания была непростой. Ремарк был родом из небольшого немецкого городка Оснабрюк. Он прожил долгую жизнь (1898-1970), был свидетелями двух мировых войн, потрясших 20-е столетие. В 1933 году произведения Ремарка были внесены в список запрещенных книг, их показательно сжигали на площадях. Почти четыре года продолжалась работа над его будущим романом. Сам писатель во время написания «Трех товарищей»находился на своей вилле в Швейцарии, часто встречался там с немецкими эмигрантами. В 1935 году ему, наконец, поступает предложение вернуться на родину. Но Ремарк принимает его с отказом, боясь новой волны травли в его сторону. Его роман, который имел первоначальное название «Пат», впервые публикуют в Дании в 1936 году на датском языке, чуть позднее — в США. На родном языке писателя книга выйдет лишь в 1938 году в Амстердаме. А через месяц Ремарк и его жена останутся без немецкого гражданства. Именно в таких условиях был создан и опубликован роман, который сразу же оценили и полюбили современники.
Автор намеренно подобрал для заголовка слово Kamerad («Drei Kameraden»), что в переводе означает «товарищ». Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Оно происходит от испанского слова camarada и в более узком понимании означает «боевой товарищ». Из возможного варианта der Freund (= друг) Ремарк выбрал Kamerad, слово которое более точно выражает взаимоотношения трех товарищей, переживших войну.
Главные герои романа — Робби, Отто и Ленц — имеют увлечения, наиболее часто встречающиеся у мужчин: любовь, бизнес, политика; но ни один из них не добивается своих целей, все они терпят неудачу. Любовь Робби — Патриция — умирает. Отто, владеющий собственным автомобилем и автомастерской, продает их, так как друзья нуждаются в деньгах. Ленц выступает в роли активного участника борьбы против фашизма, и его убивают на одном из митингов. Они не могут стереть из своей памяти ужасы войны, суровая реальность пытается их сломить. Каждый из трех героев имеет свой характер и действует в соответствии с внутренней логикой своей натуры. Фигура Роберта представляет собой особый интерес: она более всех других идентична самому автору и очень часто используется им для передачи его собственных мыслей. Заставляя героя заниматься самоанализом, Ремарк исследует мысли и настроение «потерянного поколения» в целом.
В этом романе Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтичности картину любви. Тут все — от зарождения взаимного чувства Робби и Пат до трагической развязки — дышит правдой и доставляет истинное эстетическое наслаждение. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого жеманства, всякой игры, любовь выводит героя и героиню из состояния душевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он признается самому себе, что познал счастье. Тема любви тесно сплетается с темой товарищества. Вместе они образуют якорь спасения для людей «потерянного поколения», освобождают их от одиночества. Писатель предлагает своим героям два пути, по которым они смогут жить и, возможно, обретут свое счастье — это любовь и дружба.
В свои 30 лет Роберт Локамп не видит в жизни смысла, однако одна судьбоносная встреча с Патрицией Хольман, в его день рождения, меняет все. Она становится центром его жизни, ее смыслом. Это любовь не с первого взгляда, но сильная, бесконечная и непобедимая. Она не мешает дружбе трех боевых товарищей, а даже укрепляет эту дружбу, внося в нее определенное настроение.
Их любовь развивается по нескольким стадии. Сначала Роберт не верит, что Патриция может его любить, считая себя недостойным ее. Затем они относятся друг к другу как просто товарищи, но после эпизода в парке развлечений, где они посетили лабиринт привидений, в душе Роберта зарождается чувство любви, оно вспыхивает во время необычной обстановки для их поколения, во время веселой прогулки. После этого их любовь достигает полноты чувств, заставляя возлюбленных испытать чувство сильнейшей ревности. В театре, где Пат встречает своих знакомых из высшего общества, Робби не только чувствует себя некомфортно и неуютно, но и безумно ревнует Пат, так как он не так богат, как ее знакомые, не может так красиво ухаживать за ней. Уже позже Роберт подумает: «До чего же страшно любить женщину и быть бедным». В этом же эпизоде Робби размышляет о том, что ничто не вечно, ничего и никогда человек в этой жизни не может удержать. «Обладание само по себе уже утрата» — размышляет он. Но Патриция опровергает его сомнения — она сама приходит к нему и успокаивает, делает первый шаг к их близости.
После этого эпизода чувство замедляет свое развитие, потому что Роберт начинает стыдиться за окружающую его обстановку — за место, где он живет, и его соседей. Ему, как и многим представителям «потерянного поколения», приходилось начинать жизнь с нуля. Робби хотелось приукрасить обстановку своей комнаты для Пат, отдалить от серых соседей. Затем их отношения вновь претерпевают взлет чувств — Роберт переживает за жизнь возлюбленной. Уехав на море, они не смогли долго порадоваться безмятежности жизни, болезнь Патриции начала прогрессировать. Робби показан в этом эпизоде как безумно переживающий и сострадающий человек, он делает все для ее спасения. Его друзья не остаются вне дела, Кестер гонит машину по трассе со страшной скоростью, обманом заманив в нее доктора. Они делают все для того, чтобы она смогла выжить, до самого конца стараясь ей помочь.
Очень интересен взгляд на любовь в романе со стороны Патриции. На протяжении всего произведения она ведет себя непринужденно и естественно, вызывая восхищение не только у Робби, но и у всех окружающих его людей. Героиня первая целует его, первая делает шаг к их близости. Девушка могла выбрать богатого человека, но выбирает Роберта. Ночуя у него, она говорит ему: «Ты должен меня очень любить, Робби. Не знаю, что я буду делать без любви!» Патриция также говорит и о том, что с тех пор, как в ее жизни появился Робби, все стало намного проще. Она сожалеет о том, что из-за нее он стал меньше времени проводить с друзьями. Перед отъездом в пансион героиня плачет при расставании и боится. В пансионе она ужасно скучает по Робби, просит его приехать, звонит и шлет письма. Даже перед самой смертью Пат переживает о своем внешнем виде, так как боится, что Робби увидит ее больной и некрасивой.
Но та ли эта любовь, которую мы привыкли видеть? Может быть это больше походит на любовь-дружбу? Не зря автор отмечает в финале потерю Пат с точки зрения Робби, как потерю любимого товарища. В непростой для обоих героев период жизни они видят некую отдушину в любви, некое спасение. Именно это, на мой взгляд, побуждает их на близкую дружбу под знаком любви.
Такая любовь-дружба с самого своего начала была обречена на гибель. Об этом нас предупреждает заунывный кладбищенский пейзаж, виднеющийся из окна комнаты Роберта. Все герои романа видят в этом нечто привлекательное, а хозяйка квартиры даже завышает цену из-за такого вида за окном. Однако символ смерти, неотвязно сопровождающий героев, предсказывает трагическую развязку.
Таким образом, весьма специфически понимая любовь как дружбу, товарищество, Ремарк в отличие от других писателей «потерянного поколения» дает своим героям хотя бы призрачную надежду на возвращение к утраченным гуманистическим ценностям. Действительно, союз Роберта и Патриции проверяется временем и выдерживает эту проверку, не распадается, а лишь превращается в более действенную, активную, высокую дружбу.
Именно об этом написана лучшая книга Ремарка. Любовь и дружба в ней равны и неразделимы. В сущности, это одно и то же — единственное оружие перед лицом одиночества и хаоса — обращенность к другому человеку. Не к человеку вообще, не к человечеству, нет, — любая абстрактная идея оборачивается пустотой. Именно к этому, неповторимому, дорогому тебе, такому беззащитному перед жизнью и смертью... Мы многое теряем и забываем, но стремление к искренности, добру, любви и товариществу заложено в нас изначально. Именно поэтому нам так близки и понятны — отчаявшиеся и счастливые, погибающие и непобежденные, страдающие и любящие — герои романа «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, одного из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века. Главным героям помогают справиться с тяготами жизни дружба и любовь, юмор и терпимость, которые противопоставлены лжи, лицемерию, подлости и цинизму. Несмотря на трагические события, которые вторгаются в жизнь героев, роман не оставляет тягостного впечатления: любовь и дружба сильнее смерти, перед ними отступает все уродство жизни.